Загрузка...

Сколько стоит тепло в доме? Оnline конференция

05.10.2012 (09:53)

Подготовка к отопительному сезону в Беларуси находится на завершающей стадии, жилищный фонд страны практически полностью готов к зиме. Как подготовить собственную квартиру к холодному времени года? Насколько "потяжелеют" жировки с включением отопления в квартирах? Стоит ли в ближайшее время ожидать повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги? Будет ли введен в Беларуси дифференцированный подход к формированию тарифов на ЖКУ для населения по уровню доходов? Каковы особенности нового Жилищного кодекса,  как его вступление в силу отразится на работе организаций ЖКХ? На эти и другие вопросы во время online конференции ответит заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Беларуси Анатолий Васильевич Шагун.

Вопросы конференции

Ирина Головановичева, Молодечно:
С 1 октября 2011 года в Беларуси была введена дифференцированная плата за услуги водоснабжения и водоотведения. Сейчас предлагают по такому же принципу дифференцировать плату за электроэнергию. Насколько, по вашему мнению и оценке, целесообразно внедрять данное нововведение? Планируется ли в будущем дифференцировать плату за другие виды жилищно-коммунальных услуг?
Анатолий Шагун:
Если говорить о том, для чего дифференцированная оплата вводятся, то, конечно, одной из главных ее задач является стимулирование граждан к экономному использованию ресурсов, именно поэтому была введена дифференцированная оплата по воде и рассматривается вопрос по электрической энергии, ведь это те ресурсы, которые в большой степени завязаны на импорте природного газа. Вторая задача - это постепенный и поэтапный переход к полному возмещению населением затрат на оказание данных услуг.

Эти задачи в определенной степени взаимосвязаны, ведь, начиная экономить ресурсы, мы не только сокращаем потребление природного газа именно в Беларуси, но и для себя сокращаем плату за жилищно-коммунальные услуги. Таким образом, человек психологически готовится к выходу на стопроцентное возмещение затрат на оказание ЖКУ и приучает себя к экономии.

Введение дифференцированных оплат не ориентировано на получение дополнительной прибыли, поскольку нормативы устанавливаются на уровне массового потребления, их цель - чтобы часть общества, которая не укладывается в нормативы, могла подтянуться к этому уровню. Поэтому установка дифференцированной платы за электрическую энергию, по большому счету, будет иметь такие же цели, что и по водоснабжению. В настоящий момент на сайте Министерства энергетики предоставлены предлагаемые варианты по дифференцированной оплате, там у всех желающих есть возможность проголосовать за тот или иной вариант, и по результатам общественного обсуждения будет принято решение.

Сегодня вопросы совершенствования дифференциации оплаты по другим жилищно-коммунальным услугам, как один из вариантов увеличения уровня возмещения затрат населением, рассматриваются. Первые шаги практически по всем ЖКУ сделаны, например ставка за техническое облуживание для проживающих в пределах нормы одна, а то, что сверх нормы или для пустующих квартир, в которых не прописаны собственники и члены их семьи, - другая ставка ТО. Так же и по капитальному ремонту. Если у собственника несколько квартир и в одной из них не зарегистрирован ни он, ни члены его семьи, то в этом случае за отопление он платит по большему тарифу. Таким образом, можно сказать, что у нас в определенной степени дифференцирована оплата практически по всем ЖКУ, за исключением платы за пользование лифтом.

Эти первые шаги по дифференциации сделаны, их дальнейшее совершенствование, то есть расширение или уточнение, пока находится на обсуждении. Сложно сказать, будет ли оно принято в ближайшие годы, но пока все останется так, как есть.

Наталья Горбушина, Жодино:
Каков экономический эффект ввода в стране дифференцированной платы за водоснабжение и водоотведение?
Анатолий Шагун:
Введение данной дифференцированной оплаты позволило за январь-август текущего года в среднем на 3,5-4% снизить в Беларуси объем потребления воды населением. Это вполне укладывается в тот прогноз, который мы делали, когда рассчитывали введение этой дифференциации. Если перевести эту цифру в кубические метры, то это составляет около 6 млн.куб.м воды, а это объем водопотребление такого города, как Бобруйск, где проживают более 200 тыс. человек.

Общий эффект за счет экономии воды гражданами составил около Br60 млрд. Это снижение потребления электрической энергии, снижение налоговых платежей за добычу природных ресурсов, и в том числе дополнительные доходы организаций жилищно-коммунального хозяйства. Таким образом, эффект получился комплексным.

Василий, Минск:
У нас дома проводится капитальный ремонт. О том, что в квартире будут производиться те или иные работы, нас предупреждают менее чем за сутки. Так, к примеру, уходишь на работу, а вечером видишь объявление, что завтра будут проводиться ремонтные работы. Не все жильцы успевают подготовиться. Слышал, что Жилищной кодекс Беларуси, который не так давно был утвержден главой государства, предусматривает обязательное заблаговременное предупреждение жильцов о проведении ремонтных работ в их доме. Так ли это? И за какое время тогда нас должны предупреждать рабочие?
Анатолий Шагун:
В новом Жилищном кодексе, который вступит в силу через полгода после его подписания, введена норма, что не позднее 10 дней до начала проведения капитального ремонта должен быть составлен график проведения работ по каждому подъезду многоквартирного жилого дома, чтобы его жители могли ориентироваться, когда и какие работы будут проводиться в их доме и квартирах. В этот же срок, то есть не позднее 10 дней до начала проведения ремонтных работ, с нанимателями заключаются договоры на проведение капитального ремонта как отдельного вида жилищно-коммунальных услуг.

Это прописано в законе о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, но на сегодняшний момент в этом законе говорится о том, что потребитель должен быть заблаговременно проинформирован о времени проведения ремонтных работ при капитальном ремонте, но там эта норма - не позднее, чем за один день. Чтобы несколько упростить людям жизнь, в Жилищном кодексе была введена такая норма, как десятидневный срок и график проведения работ. Так, граждане смогут планировать свое время на более длительный период, поскольку одного дня, на мой взгляд, недостаточно, это не на пользу и самим организациям, проводящим капитальный ремонт, поскольку, не имея доступа к квартирам жильцов, затягиваются сроки проведения капитального ремонта, а это дополнительные затраты и неудобства.

Иван Андреевич, Гродно:
После вступления в действие Жилищного кодекса нам обещают, что жировки будут приходить с полным перечнем выполненных работ по дому, то есть, чтобы жильцы могли видеть, за что конкретно они платят. А если, к примеру, снег во дворе зимой убирается ненадлежащим образом, а в перечне выполненных работ этот пункт есть и якобы выполнен в полном объеме, к кому я могу обратиться с претензией?
Анатолий Шагун:
В новом Жилищном кодексе предусмотрено сделать структуру оплаты жилищно-коммунальных услуг более подробной. Так, будет выделяться плата за текущий ремонт и указываться виды выполненных работ, то есть будет вестись подомовой учет затрат на проведение текущего ремонта. Для внедрения в Беларуси подомового учета затрат на текущий ремонт необходимо около года. Также техническое обслуживание будет расписываться по видам выполненных работ, для того чтобы услуга была более прозрачной и понятной людям, чтобы они понимали, за что конкретно они платят. Тогда граждане смогут видеть, насколько выставленный им счет соответствует выполненным работам.

Это будет касаться не только государственных организаций, обслуживающих жилье, но и товариществ собственников. С введением этой нормы выставить претензии о некачественно выполненных услугах будет намного проще. Также она поспособствует повышению качества обслуживания жилья и дисциплинирует организации, обслуживающие жилье.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Беларуси и другие органы государственного управления заинтересованы в первую очередь в том, чтобы обеспечить максимально прозрачное, доступное для людей понимание, как защитить свои права.

Иван Суховей, Минск:
Жилищный кодекс был подписан главой государства 28 августа, однако вступит в силу он только спустя полгода после подписания. Для чего необходима такая разбежка во времени, если этот документ такой долгожданный для многих граждан?
Анатолий Шагун:
Новый Жилищный кодекс - это документ, который содержит практически все положения, касающиеся жилищной политики страны, поэтому с его принятием необходимо привести в соответствие с этим документом достаточно большое количество нормативно-правовых актов. Для этого разработан и утвержден план по приведению в соответствие с законодательством ряда документов, согласно которому нужно будет внести изменения в 14 законов и 29 указов главы государства, порядка 60 постановлений правительства и 46 нормативно-правовых актов органов государственного управления. Кроме того, для реализации положений, которые содержатся в новом Жилищном кодексе, нужно будет еще подготовить 12 новых нормативно-правовых актов различного уровня для того, чтобы заложенные в кодекс общие подходы законодательства можно было ясно, четко и понятно реализовать. Именно поэтому полугодовой срок необходим для вступления в силу документа. Это достаточно стандартный срок для таких больших документов. Этот период также позволит всем интересующимся кодексом гражданам ознакомиться с нововведениями.

Анастасия Наркушина, Минск:
Правда ли, что в Беларуси будет дифференциация тарифов на ЖКУ по уровню доходов? По каким критериям будет определяться уровень бедности и богатства? И какое решение этой проблемы видится вам?
Анатолий Шагун:

Что касается дифференциации тарифов по уровню доходов, то одним из вариантов может быть заключение индивидуальных договоров на оплату жилищно-коммунальных услуг по более высокому тарифу. Это один из вариантов решения проблемы в рамках гражданского законодательства. Такая дифференциация платы за ЖКУ на бедных и богатых существовала какое-то время в Москве, когда можно было добровольно платить за квартиру больше, ведь доходы у населения разные, и для кого-то плата за жилищно-коммунальные услуги неощутима и несущественна.

Но более применимый на практике подход к оплате ЖКУ с учетом доходов населения - это принцип субсидирования жилищно-коммунальных услуг, например за счет предоставления адресных субсидий. Сегодня в Беларуси существует государственная адресная социальная помощь, когда гражданин, имеющий определенный уровень доходов, может обратиться за помощью. Несколько лет назад, до введения этого механизма, существовали субсидии на оказание жилищно-коммунальных услуг - это безналичные денежные средства, которые в определенном размере начислялись человеку с низким уровнем доходов и потом перечислялись в организации ЖКХ. Так человек платил за услуги меньше, чем ему насчитывалось в жировке. Для оказания этой помощи удельный вес платы за ЖКУ должен был составлять 15% в доходах городских жителей и 20% - в доходах сельских. Этот механизм действовал в начале 2000-х годов и зарекомендовал себя неплохо. Поддержка населения с низким уровнем доходов может рассматриваться как вариант и сегодня, но и другие варианты также возможны.

Сегодняшние подходы к оплате жилищно-коммунальных услуг требуют корректировки. Глава государства совершенно справедливо отметил, что сегодня получается так, что государство на равных условиях субсидирует и бедных, и богатых.

Выбор оптимального варианта, который будет наилучшим для нашего государства, в настоящее время находится в стадии проработки и обсуждения. Нужно разобраться, каким образом мы будем дальше развиваться в этом направлении. Сложно сказать, как быстро выбранные подходы будут внедрены, пока наша задача - в кратчайшие сроки определиться с оптимальным вариантом.

Наталья Макосова, Молодечно:
Сколько сегодня составляет уровень возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг? Сколько прогнозируется в следующем году?
Анатолий Шагун:
В настоящий момент при действующих тарифах уровень возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг составляет 21,7%. Этот уровень достаточно низкий.

Удельный вес оплаты ЖКУ за стандартную двухкомнатную квартиру в совокупном доходе семьи из трех человек, работающих в реальном секторе экономики, составляет около 2,8%, работающих в бюджетной сфере достигает до 3,5%, в семье из двух пенсионеров - 6,2%. Социальная нагрузка по оплате ЖКУ для населения не очень высокая, эти цифры не ниже средних, которые были в прошлые годы, поэтому увеличение уровня возмещения населением затрат - процесс неизбежный, однако сказать, когда и каким образом произойдет это увеличение, мы пока не можем. В текущем году и ранее решения о росте тарифов на те или иные услуги принимались правительством, в первую очередь исходя из оценки роста уровня доходов населения, более того, в последние годы рост платы за ЖКУ от роста доходов отстал.

Анна Геманова, Баранович:
Насколько "потяжелеют" наши жировки с началом отопительного сезона? Сколько составит удельный вес оплаты ЖКУ в доходах семьи после включения отопления в домах?
Анатолий Шагун:
С началом отопительного сезона жировки потяжелеют за счет введения отдельной услуги - отопление. С 1 октября в Беларуси не увеличиваются тарифы на тепловую энергию, все остается на прежнем уровне, поэтому весь рост будет связан именно с потреблением тепловой энергии. Конечно, это зависит от многих факторов, например температуры наружного воздуха.

Средний расчет показывает, что отопление стандартной двухкомнатной квартиры 48 кв.м с тремя проживающими составляет около Br75-80 тыс. по действующему тарифу в месяц, это среднегодовая цифра за отопительный сезон с учетом климатических особенностей Беларуси и особенностей жилищного фонда, в котором мы проживаем. Это составляет около 30-33% от платежей. Br230-240 тыс. в месяц составит оплата ЖКУ за такую квартиру в отопительный период и Br155-160 тыс. - в межотопительный.

Естественно, платить за ЖКУ придется больше, но только в связи с тем, что добавится та услуга, которая не предоставляется в теплое время года. Рост удельного веса оплаты ЖКУ в доходах семьи после включения отопления составит в пределах одного процентного пункта.

Андрей Иванов, Минск:
Указом Президента №313 производителей бытовой техники и ряда другой продукции обязали заниматься сбором и утилизацией своего продукта после утраты потребительских свойств. Таким образом, в моем представлении, производитель затраты на утилизацию товара внесет в стоимость самого продукта. Получается, что не только продукция подорожает, но и сами же потребители будут оплачивать ее дальнейшую утилизацию. Разве это честно? Или я просто неправильно истолковал этот документ?
Анатолий Шагун:
Это действительно так. В стоимость любого товара производитель вкладывает все свои затраты, и если производитель в соответствии с указом №313 обязан собирать свою продукцию после утраты ею потребительских свойств, то, естественно, для этого нужно будет понести определенные затраты. Если производитель не захочет самостоятельно заниматься сбором, то он может поучаствовать в общей системе сбора, то есть заключить договор с оператором, перечислить этой государственной некоммерческой организации денежные средства в определенном объеме и, таким образом, не самостоятельно собирать продукцию и заниматься ее утилизацией, а принимать финансовое участие в системе сбора. Конечно же, все связанные с этим затраты так или иначе войдут в конечную стоимость произведенной либо импортируемой в страну продукции.

Но хочу отметить, что эти затраты незначительно повлияют на стоимость товара. Например, уровень платы за бытовую технику установлен в размере 0,3% от стоимости продукции, причем от стоимости, которая сформирована у производителя и не включает торговые надбавки, таможенные пошлины, НДС. То есть это себестоимость товара, которая значительно отличается от розничной цены. И если плата составляет 0,3% от стоимости, сформированной производителем, то от розничной цены это будет 0,2% или 0,15% в зависимости от торговых надбавок, таможенных пошлин и так далее.

Что касается ставки на пластмассовую тару, то она составляет Br500 тыс. за тонну, стандартная пластмассовая ПЭТ-бутылка весит 40 г, таким образом, фактически напиток в такой бутылке подорожает за счет введения обязанности производителей собирать и участвовать в сборе тары на Br20. Это небольшая сумма, но тем не менее, когда это пересчитывается на общие объемы производимой и ввозимой в страну тары, получается достаточно значительная сумма, которая будет в первую очередь расходоваться на то, чтобы совершенствовать систему сбора отходов потребления и создавать экономически привлекательные условия, чтобы не только организации ЖКХ занимались раздельным сбором отходов, но и организации частной формы собственности. Чем больше извлечем из отходов вторичных материальных ресурсов, тем лучше для страны - и с экономической, и с экологической точки зрения.

Светлана Юревич, Пинск:
Когда стоит ожидать повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения? И насколько?
Анатолий Шагун:
В начале хотелось бы отметить, что повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги - процесс неизбежный. Связан он с общей политикой государства повысить уровень затрат населения, при этом увязан с вопросом социальной защиты населения. Правительство принимает решение о повышении тарифов с учетом роста доходов всех групп населения.

В настоящее время рассматриваются различные варианты введения дифференцированной оплаты за жилищно-коммунальные услуги. В частности, за электроснабжение. Возможно, будут предложены также и другие виды жилищно-коммунальных услуг. Сейчас вся эта схема дошлифовывается. Обсуждается и принятие оптимального решения по поддержке малоимущих слоев населения в случае значительного повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В первую очередь рассматривается вопрос, как в действующую сегодня систему адресной социальной помощи вписать безналичные жилищные субсидии, которые действовали раньше.

То есть, фактически можно сказать, что тарифы на ЖКУ будут повышаться, но это будет связано, во-первых, с ростом доходов населения, во-вторых, - с теми мерами, которые применяются для соцподдержки малообеспеченных слоев населения, чтобы люди чувствовали себя социально защищенными - с одной стороны, и с другой - чтобы те, кто сегодня имеет достаточный доход, участвовали в возмещении ЖКУ в большей степени, чтобы тем самым поднялся общий уровень возмещения затрат на услуги.

Назвать конкретные даты и какие-то виды услуг для повышения сейчас невозможно - варианты рассматриваются разные. Я не готов сказать, в этом или следующем году следует ожидать повышение тарифов, поскольку такое решение принимает правительство. Но, тем не менее, все должны понимать, что это неизбежно

Анастас, Минск:
В Беларуси для профилактических работ отключается в летний период подача горячей воды, за последние годы срок отключения с месяца сократился до 14 дней. Возможно ли полностью отказаться от отключения горячего водоснабжения в жилых домах?
Анатолий Шагун:
Сократить срок, конечно, можно, однако это вопрос конкретных условий - чем качественней и больше мы заменим тепловых сетей, тем меньше будет возникать проблем в период профилактических ремонтов, тем короче будет этот срок. Здесь стоит вопрос модернизации нашей системы теплоснабжения, ремонта, реконструкции и т.д. Сегодня есть разные примеры сроков отключения горячего водоснабжения - это и 10 дней, и 9. Есть возможность и практически не отключать горячую воду, но для этого нужна очень серьезная реконструкция централизованных систем теплоснабжения населенных пунктов, чтобы можно было при остановке одной кательной или ТЭЦ переключить микрорайон или город на другой источник теплоснабжения. Это, конечно, схемами теплоснабжения, построенными в основном в советское время, не предусмотрено, поэтому там, где есть такая возможность по реконструкции, эти варианты рассматриваются. Где нет такой возможности - придется потерпеть 14 дней, чтобы зимой чувствовать себя спокойно.

Евгения Зарецкая, Минск:
Сколько средств потребовалось на подготовку жилищно-коммунального хозяйства страны к грядущей зиме? И будут ли эти объемы финансовых затрат увеличены в следующем году?
Анатолий Шагун:
В текущем году на подготовку к зиме по жилищно-коммунальному хозяйству затрачено около Br1,6 трлн. Источники здесь самые разные - больше триллиона составляют средства местного бюджета. Остальное - это средства из инновационных фондов исполкомов, республиканского бюджета, нацеленных на сбережение, собственные средства организаций ЖКХ, амортизация, которая начисляется, привлекаемые кредитные ресурсы. Конечно, вопрос финансирования для всех организаций ЖКХ стоит остро, поскольку за 5-6 месяцев межотопительного периода нужно выполнить большой объем работ. Учитывая, что одним из источников являются средства местных бюджетов, то получение этих средств зависит от работы экономики и от пополнения бюджетов. Органы власти с пониманием относятся к данной задаче. В текущем году прорабатывается вопрос с привлечением в 4-м квартале дополнительных ассигнований. По следующему году в целом затраты на жилищно-коммунальное хозяйство в проекте бюджета определены. Конкретная цифра - сколько пойдет на подготовку к зиме - она, конечно, зависит от того, какой будет определен объем работ на 2013 год. Можно сказать, что основные объемы работ, то есть более дорогостоящие, - это замена тепловых сетей, реконструкция котельных. Они находятся на уровне текущего года, соответственно, денежные средства будут примерно в тех же объемах.

Марианна Андрейчук, Минск:
Насколько жилищно-коммунальное хозяйство Беларуси готово к осенне-зимнему сезону? Подготовлен ли жилой фонд к отопительному периоду? И какие современные разработки и материалы применялись при подготовке к зиме?
Анатолий Шагун:
В целом система ЖКХ готова к отопительному сезону. По итогам прошлой недели были в полном объеме выполнены работы по испытанию оборудования котельных тепловых сетей, его профилактическому ремонту. По состоянию на 26 сентября заменено 684 км тепловых сетей, или 112% к заданию на 1 октября, или 89% годового задания. До начала отопительного сезона в первую очередь будут завершены работы по ремонту тепловых сетей, которые влияют на возможность подключения потребителей к системе теплоснабжения с тем, чтобы своевременно подать тепло.
 
Другие участки тепловых сетей, которые сегодня не являются проблемными для теплоснабжения, но нуждаются в замене, будут отремонтированы либо заменены до конца текущего года. Отключение старого участка, подключение нового занимает не более 5-6 часов, поэтому люди даже не успеют почувствовать перерыв в подаче теплоснабжения.

По итогам прошлой недели отремонтировано более 1,8 млн.кв.м кровель (98% запланированного), практически завершен ремонт по стыкам стеновых панелей. Заготовлено топлива более 1,5 млн. плотных куб.м, или 65-70% потребности в отопительный период. Более 3 тыс. котельных (92%) и 7,6 тыс. жилых домов (97%) получили паспорта готовности.

Наличие запасов топлива, проведенные ремонтные и профилактические работы гарантируют нормальное функционирование системы ЖКХ в отопительный период.

Что касается современных разработок и материалов, то большинство работ по ремонту кровель выполняется с применением битумно-полимерных материалов, которые в полтора-два раза увеличивают срок службы кровельного покрытия. Более 99% тепловых сетей заменяется с использованием предварительно изолированных труб, что способствует и повышению их срока службы, и снижению потери тепловой энергии. Пластинчатые теплообменники позволяют не только значительно сократить место в тепловом узле жилого дома, но и обеспечить лучшее качество подогрева воды. Стоит упомянуть и о системе регулирования подачи тепловой энергии, позволяющей выбирать для жилого дома оптимальный процесс подачи тепла.

Ирина Белкина, Гродно:
В рамках подготовки к отопительному сезону утепляются дома, проверяются, ремонтируются тепловые сети и так далее. Подскажите, каким образом можно подготовить свою квартиру к отопительному сезону, чтобы тепловых потерь, к примеру, было меньше, и мы могли меньше платить за отопление?
Анатолий Шагун:
Подготовка своего жилья – один из способов сделать более комфортным пребывание у себя дома и сократить потребление топливно-энергетических ресурсов. Единственное, что надо понимать – это то, что, если я такой один в жилом доме, то комфортность условий я себе повышу, но почувствовать при этом изменения в оплате будет достаточно сложно. Поскольку приборы учета и система оплаты рассчитывается пропорционально площади квартиры. Здесь важным фактором является, чтобы жители проявили сознательность и готовились к зиме все вместе. Это позволит не только повысить комфортность условий, но и меньше платить. Руководство к действию стандартное - это оклейка окон, дверных проемов. Сегодня есть различные варианты, как это сделать. Множество материалов для  этого есть. Когда понижается температура наружного воздуха, тут тоже есть несколько вариантов. Надо, главное, не загораживать источники тепла какими-то экранами, мебелью.

Стас Новиков, Жлобин:
Какие энергосберегающие мероприятия проводятся жилищно-коммунальными предприятиями Беларуси? И удалось ли за прошедшие месяцы нынешнего года сократить затраты на оказание ЖКУ?
Анатолий Шагун:
Все организации ЖКХ работают по собственным программам энергосбережения. Программа предприятия - это часть территориальной программы, то есть города или района, затем областной и отраслевой программ Минжилкомхоза. Такие программы составляются ежегодно: в первом квартале - на следующий год. Потом, они, конечно, несколько корректируются, но тем не менее основа для них уже заложена еще до начала формирования бюджета с тем, чтоб можно было включить затраты на них.
 
Основные мероприятия, которые дают наибольшую экономию - замена тепловых сетей. Можно даже, наверное, поставить это на первое место. Затем идут мероприятия по экономии электроэнергии: замена насосного воздуходувного оборудования на современное энергосберегающее. Также это установка частотного регулирования на электроприводе. Кроме того, это замена наружного освещения в населенных пунктах и в жилых домах, это система регулирования - автоматического включения/выключения освещения в подъездах, это тепловая модернизация жилых домов, замена устаревших теплообменников на современные. Что касается экономии и сокращения затрат на ЖКУ - это один из таких моментов, с помощью которых планируется повышение уровня возмещения затрат на жилищно-коммунальные услуги. С одной стороны, это продуманный и плановый рост платы, а с другой, - сокращение затрат.

По первому полугодию расчеты показывают, что затраты на ЖКУ сократились на 10,7% в сопоставимых условиях к уровню прошлого года. В денежном выражении - примерно на Br207 млрд. были сокращены затраты. Самые разные здесь составляющие. Это и оптимизации численности работающих в системе ЖКХ, и переход к современным способам управления объектами - автоматизации, диспетчеризация. Потом это, конечно, энергосбережение, а также сокращение различных непроизводственных потерь, повышение уровня организации труда и так далее. Все это задействовано в комплексе. В части затрат на оказание ЖКУ министерством до всех предприятий ЖКХ доведены предельные уровни по услугам водоснабжения, канализации, теплоснабжения... Это достаточно жесткие нормативы. Войти в них стремятся все. Большинство по итогам первого полугодия в норматив вошло.

Наталья Нечай, Молодечно:
Мы много говорим об экономии воды и мало - о ее качестве. Как вы оцениваете качество водоснабжения жилого сектора? Когда проблемные районы получат качественную артезианскую воду? Какие технические решения планируется применить, чтобы водопроводная вода в таких столичных микрорайонах, как Сухарево, Малиновка и другие, была пригодна для питья? Какие технологии применяются для умягчения воды?
Анатолий Шагун:
В городе есть программа, или план, по переводу жилищного фонда на подземное артезианское водоснабжение. Практически надо выполнить работы по переводу трех районов Минска - Московского, Фрунзенского и частично Октябрьского. Для этого планируется строительство водозаборов в окрестностях столицы (северо-западное направление, район Радошковичей) и подача оттуда воды на водоочистную станцию, находящуюся в районе ТЭЦ-4, а также строительство водоводов от других водозаборов Минска, в основном расположенных в южной и юго-восточной части. Насколько я помню, программа рассчитана до 2020 года. Проектные работы по части объектов уже завершены, начинается их строительство. Первый этап до 2015 года предусматривает закрытие артезианской водой 30% воды из поверхностного источника (вилейско-минской водной системы, построенной еще в 60-70-х годах). Нужно отдать должное и людям, и промышленным предприятиям: за последние десять, даже двадцать лет значительно сократилось водопотребление (населением - за счет установки приборов индивидуального учета воды, промышленностью - за счет перехода на оборотное водоснабжение). Что касается качества воды, то я пью воду из крана (живу в районе Зеленого Луга). Конечно, вода из поверхностного источника подвергается обеззараживанию, присутствует привкус хлора, если жаркое лето - и определенный цвет. По вкусовым качествам артезианская вода лучше, но с точки зрения безопасности для употребления в пищу вода из поверхностных источников соответствует санитарным нормам, а наши нормы достаточно жесткие по многим показателям.

Елена Слонова, Молодечно:
Рассматривалась ли в министерстве возможность оснащения индивидуальными приборами учета тепла по такому же принципу, как когда-то сделали с приборами учета воды? Многие владельцы квартир с удовольствием бы установили такие счетчики, но это невозможно, если весь дом не подключен к такой системе, плюс дорого.
Анатолий Шагун:
Здесь такая ситуация. Новое жилье сегодня, как правило, все строится с регуляторами на системах отопления, которые стоят на каждой батарее. Они позволяют установить большую или меньшую температуру. Это возможно сделать, когда на каждую квартиру стоит горизонтальная разводка, то есть теплоноситель заводится в каждую квартиру, выводится из каждой квартиры отдельно. Тогда можно поставить счетчик, а у человека будет стимул экономить, поскольку он видит конкретно свое потребление. Что касается эксплуатируемого жилья, которое было построено в 60-80-е годы, здесь вопрос зависит вот от чего. Если мы имеем вертикальную разводку, то есть стояки проходят сквозными с первого на последний этаж, то раздельный учет делать невыгодно. Можно, но это очень дорого. Приборы регулирования в старых домах, в которых проводится капитальный ремонт, ставятся на батареи. Но отдельному человеку это сделать трудно. Если же в домах разводка горизонтальная, но по каким-то причинам приборы учета тепла и регуляторы не стоят, то все это можно сделать. В новых домах созданы товарищества собственников, там принимаются решения, будут ли члены товарищества рассчитываться по приборам или не будут. Если большинство высказалось отрицательно, то, возможно, оборудование устанавливаться не будет. Технически перевод с вертикального на горизонтальную разводку очень сложен. И даже при проведении капитального ремонта мы этого не делаем, потому что это пересчет и переделка всей системы отопления жилого дома. Это мероприятие дорогостоящее, поэтому здесь с точки зрения экономической целесообразности более выгодно заниматься тепловой модернизацией жилищного фонда, в частности заменой окон. Это дает существенную экономию. Также нужно правильно налаживать и устанавливать автоматическую систему регулирования подачи тепла в целом в жилой дом. Это и дешевле, и эффект от этого будет больший. Конечно, личная заинтересованность граждан - это большое дело, но технические проблемы имеют место, в одночасье их решить невозможно. Этот вопрос рассматривался, но не был признан целесообразным.

Андрей, Минск:
Министерство ЖКХ отвечает в том числе за содержание мест погребения. В связи с этим вопрос: кто должен расчищать от растительности подходы к могилкам (речь, в частности, о Северном кладбище)?
Анатолий Шагун:
Обязанности разделены. Специализированная организация, которая обслуживает кладбище, должна обслуживать все места общего пользования - проезды, организованные проходы, вывоз отходов и др. Содержание самих участков захоронений (не только могилок, но проходов вдоль них) - дело граждан. Организации ЖКХ берут на себя удаление зеленых насаждений - деревьев, в первую очередь аварийных, кустарников. Такие работы финансируются, как правило, из бюджета. Это фактически единственное, что делают службы на самих участках захоронений.

Вероника Стражнева, Минск:
Есть ли какие-то планы по совершенствованию освещения улиц, особенно в микрорайонах? Чаще всего в темное время суток людям приходится довольствоваться светом, исходящим из окон домов, так как уличные фонари или не горят, или вовсе не предусмотрены. Кроме того, эффективность освещения дорог, считаю, очень низкая.
Анатолий Шагун:
У нас установлен социальный стандарт по уровню освещения в населенных пунктах. В городах 80% протяженности улиц должно быть освещено. В общем-то, в городах это практически выполняется. В сельских населенных пунктах несколько иная проблема есть. По большому счету, она не столько техническая, сколько финансовая. Освещение, естественно, стоит денег. Электроэнергия сегодня достаточно дорогая, так как вырабатывается в основном на импортируемом из России природном газе. Рост себестоимости ее выработки напрямую зависит от цены газа, поставляемого в Беларусь, поэтому здесь вопрос в том, насколько местный бюджет может финансировать круглосуточное освещение и насколько это целесообразно с точки зрения той же энергоэффективности.
 
А работы по модернизации системы освещения ведутся постоянно. То есть это и замена светильников на энергоэффективные, и дополнительное строительство линий освещения по улицам. Но тем не менее сама техническая сторона связана еще и с финансами. При этом не могу сказать, что у нас много обращений в министерство по освещению. От общего количества обращений это незначительное число. Их анализ показывает, что в основе не техническая неисправность, а именно отсутствие денежных средств, чтобы имеющиеся системы работали все время.

Светлана Циунель, Браслав, Витебская область:
У нас в городе нет центрального горячего водоснабжения (уже 25 лет). При введении дифференцированной платы за электроэнергию будет ли учитываться то, что горячую воду нам приходится греть электробойлерами? Например, лимит как у квартир с электроплитами или нечто подобное?
Анатолий Шагун:
Введение дифференцированной платы за электроэнергию курирует Министерство энергетики, у них на сайте есть предложения, каким образом планируется вводить дифференцированную оплату. Насколько помню, у них есть пункт о квартирах с электроплитами. Сейчас министерство проводит общественное обсуждение этого вопроса и принимает предложения от граждан. Можно посоветовать гражданам, которых волнует вопрос обогрева воды бойлерами, обратиться в Минэнерго. Мы со своей стороны тоже возьмем проблему на заметку.

Сергей Махайлов, Минск:
Острой для страны остается проблема парковок. Мест для автомобилей не хватает. Принимаются ли какие-то меры для решения этой проблемы?
Анатолий Шагун:
Проблема это действительно острая и особенно касается крупных городов в первую очередь Минска. Она связана с тем, что автомобилизация населения выросла очень быстрыми темпами. Фактически за последние десять лет рост был не в разы, а в десятки раз. Городская инфраструктура, которая была построена в советское время и сейчас, за такими темпами автомобилизации не успевала даже в проектных решениях.
 
К тому же сегодня в городах Беларуси, как правило, очень высокая плотность застройки. В Минске, если сравнивать с соседями, например, Вильнюсом, плотность застройки, наверное, почти в два раза выше. Поэтому проблему парковок решить в одночасье практически невозможно. Для того, чтобы обеспечить необходимое количество парковочных мест, нужно провести очень больше работы. Паркинги, учитывая плотность застройки многоэтажных сооружений, бюджет сегодня позволить себе не может. Более того, стоимость за хранение там транспортного средства тоже будет высока, и людям, может быть, недоступна.

Поэтому сегодня, во-первых, новые микрорайоны, которые строятся, уже предусматривают другое количество парковочных мест. Во-вторых, службы, эксплуатирующие жилье, ищут возможности увеличить количество парковочных мест во дворах. Например, это, так называемые экопарковки. Часть зеленой зоны покрывается такой полимерной сеткой и можно там ставить транспорт. Как правило, это делается за счет граждан. Насколько я знаю, в Минске эта работа ведется, наверное, около трех лет. Может быть, просто не все знают о такой услуге. Хотя за последний год городские службы отмечают, что это пользуется спросом.

Радевич Полина Дмитриевна, Минск:
Какие сейчас расценки на тепловую модернизацию квартиры? И какая экономия от этого потребителю?
Анатолий Шагун:
Тепловую модернизацию квартир, утепление отдельных элементов дома, например, торцов, стен, самостоятельно сделать можно. Если брать Минск, то такие услуги оказывает большинство организаций, эксплуатирующих жилье, достаточно туда обратиться. Там расскажут, сколько это стоит и какие условия, когда это можно сделать. Можно привлечь и любую строительную организацию для этой цели. Это вопрос выбора. Тепловая модернизация отдельных элементов практически не отличается от тепловой модернизации всего дома - это утепление наружных стен, замена окон. Что касается экономии, то есть нюансы. Если в многоквартирном доме нет отдельного учета, то экономия одной квартиры будет поровну разделена на всех жильцов. Поэтому пока в основном люди делают такие работы самостоятельно, не дожидаясь срока капремонта, в первую очередь чтобы улучшить условия своего проживания, чтобы в квартире было теплее. Организации тепловую модернизацию выполняют, расценки на нее утверждены.

Наталья Орлаева, Брест:
Есть ли уже какие-то подвижки в привлечении частных компаний в жилищно-коммунальную сферу страны?
Анатолий Шагун:
Сейчас в обслуживании жилищного фонда работают около 20 частных компаний. Конечно, это мало, но за последнее время их количество и объемы оказания ими услуг увеличились. Это первые шаги, большинство частных компаний обслуживают товарищества собственников домов-новостроек, но тем не менее есть такие подвижки и в старом жилищном фонде. Так, в городе Борисове предприятие "Чистый свет" с иностранным капиталом взяло на техническое обслуживание 12 жилых домов и обсуждает возможность расширения, работы не только в Борисове, но и в других населенных пунктах. По другим направлениям деятельности ЖКХ можно в качестве примера назвать известную для минчан фирму по сбору и вывозу бытовых отходов "Ремонтис" с участием немецкого капитала. Есть заинтересованность частных инвесторов и по отдельным инвестиционным проектам, в частности, использования свалочного газа на полигонах. Такие проекты реализованы на минском полигоне Тростенец, в Орше, ведутся работы по некоторым  другим городам. Иностранный инвестор строит такой объект и в дальнейшем его эксплуатирует.
 
Для нас в первую очередь интересно привлечение частного бизнеса именно в эксплуатацию жилищного фонда. Создание конкуренции приведет к повышению качества услуг. Какие здесь проблемы? Для инвестора нужны наиболее простые и понятные, прозрачные правила игры, работы на рынке. Иностранные компании привыкли, что 100% услуги оплачивает потребитель, и они имеют отношения только с ними. А в Беларуси есть еще бюджетное субсидирование услуг. Определенные нормы, нормативы, учетная политика, взаимодействие с бюджетом - наверное, это иностранцев пугает. Они у себя так не работают, не знают, как это выглядит, какие гарантии. Может, считают несколько увеличенными риски, раз затраты возмещает не конкретный потребитель, с которым есть договор, а бюджет. Выход на 100% оплату техобслуживания будет способствовать конкуренции в сфере обслуживания жилищного фонда. Законодательные шаги в этом направлении сделаны. В новом Жилищном кодексе заложен подход, что техобслуживание - одна услуга, текущий ремонт - другая. Сегодня эти позиции объединены. Текущий ремонт будет оплачиваться по факту его выполнения. Перейдя к подомовому учету затрат, мы сможем техническое обслуживание уравнять, люди смогут увидеть в жировке, какие услуги им оказаны. В сумме с тарифной политикой мы надеемся в ближайшее время (это достаточно близкая перспектива) выйти на 100% возмещение затрат и таким образом заинтересовать частные компании брать жилфонд на техобслуживания на более простых условиях. Говорить о том, что бизнес станет более выгодным, не приходится, но он станет проще. Сейчас доходы формируются из нескольких источников.
Просмотров сегодня/7 дней/всего: 2/17/5520
Другие новости по теме:

Продажа квартир в Минске, средние цены на 25.09.2018г.

 

за квартиру

за м2

1-комнатные

53 000$

1385$

2-комнатные

69 700$

1317$

3-комнатные

94 000$

1253$

4-комнатные

117 500$

1234$

Главная Продажа Аренда Новостройки Новости О нас
© ПРО Недвижимость, 2009-2018 При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна