Загрузка...

Неиспользуемое госимущество ищет нового хозяина

30.05.2011 (12:10)

Процесс вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого или неэффективно используемого государственного имущества в Беларуси становится более динамичным. Раньше такое имущество продавалось долго и осторожно. Теперь подходы меняются. При этом государство продает госимущество не столько с целью заработать, сколько найти неиспользуемым помещениям нового хозяина, чтобы оно эффективно использовалось, создавалось производство и новые рабочие места. О том, что уже сделано в Беларуси по либерализации подходов по продаже госимущества, что еще необходимо осуществить, рассказал корреспонденту БЕЛТА заместитель директора Фонда государственного имущества Государственного комитета по имуществу Владимир Ковалевский.

До 2007 года процесс продажи госимущества носил несистемный, хаотичный характер, отметил Владимир Ковалевский. Имущество продавалось от случая к случаю, и основным способом реализации была продажа через аукцион. Такие подходы привели к тому, что к 2007 году в Беларуси оставалось огромное количество неиспользуемого госимущества, незадействованного в хозяйственном обороте, в производстве. Это было имущество, на которое государственные предприятия платили налог на недвижимость, земельный налог и несли другие расходы.

В 2006 году была проведена инвентаризация всего госимущества, в результате чего были составлены календарные графики вовлечения этого имущества в хозяйственный оборот. Графики включали наименование объекта, способы его вовлечения - продажа, безвозмездная передача, аренда, консервация, модернизация, в том числе и снос, как крайняя мера.

С 2007 по 2010 год вовлечено в хозяйственный оборот и списано более 13 тыс. неиспользованных объектов государственного имущества, что позволило привлечь 27,8 млрд. рублей инвестиций. Создано более 1,5 тыс. рабочих мест. Зачастую на вчерашних развалинах созданы новые современные объекты, которые заработали и начали приносить прибыль собственнику.

На 2011 год запланировано вовлечь в хозяйственный оборот и списать около 1 тыс. объектов республиканской собственности и около 3,6 тыс. - коммунальной. "И вот этот массив, который мы знаем пообъектно, является сегодня предметом работы Госкомимущества, а также местных исполнительных и распорядительных органов, отраслевых министерств", - констатировал Владимир Ковалевский.

Наиболее распространенным способом реализации имущества является продажа через аукцион. С 2008 года неиспользуемое госимущество в Беларуси продается на аукционах с правом аренды земельного участка, на котором расположен объект. Организаторами этих аукционов являются областные и Минский городской территориальные фонды Госкомимущества. Они расположены во всех областях республики и в Минске. Информация об аукционах или конкурсах размещается на сайтах Госкомимущества, облисполкомов, Минского горисполкома, а также в СМИ, которые определены правительством (газеты "Советская Белоруссия", "Рэспублiка", "Звязда").

Несмотря на либеральные подходы к продаже имущества, объект не всегда продается сразу. "С первого раза у нас продается примерно только 25% имущества, - уточнил Владимир Ковалевский. - Это те объекты, которые в теперешнем состоянии вызывают интерес у инвесторов. И инвестор готов приобрести именно этот объект за стоимость, которая сложилась в результате аукциона".

После первых нерезультативных торгов стоимость объекта может понижаться на 20%, после вторых  на 50%. После третьих объект может быть выставлен на так называемый голландский аукцион - с применением метода понижения начальной цены. В ходе этого аукциона стоимость объекта, если есть несколько желающих его приобрести, возрастает. Но если интерес к этому объекту невысок, то в результате стоимость объекта понижается и может составить только 20% от начальной цены.

Еще один интересный способ реализации объектов - на аукционе с начальной ценой продажи за одну базовую величину (35 тыс. рублей). Он стал применяться в Беларуси с 2007 года. Сейчас таким путем продается достаточно большое количество объектов. В 2007-2010 годах продано 1979 объектов государственной собственности, выставленных на аукцион за одну базовую величину. С каждым годом постоянно увеличивалось число этих продаж. Так, в 2007 году было продано 80 объектов, в 2008-м - 444, в 2009-м - 526. В 2010 году на торгах с начальной ценой продажи за одну базовую величину реализовано 929 таких объектов.

"Конечно, это не говорит о том, что мы буквально распродаем имущество за 35 тыс. рублей, - пояснил замдиректора фонда. - Это начальная цена продажи на аукционах. Но есть факты, когда на аукцион приходит один человек и покупает здание или сооружение за 35 тыс. рублей плюс 5% к начальной цене". 

На этом способы поиска эффективного собственника на объект не заканчиваются. Ранее недвижимость продавалась вместе с правом аренды земельного участка. Иногда возникала ситуация, когда объект стоил 35 тыс. рублей, а право аренды земельного участка доходило до 8-12 млн. рублей. Такие подходы вызывали недоумение и нарекания предпринимательских структур. Если государство заявляет о продаже объекта с начальной ценой за одну базовую величину, то откуда берется единый предмет аукциона в 12 млн. рублей? "Ситуацию мы исправили в прошлом году", - сказал замдиректора фонда. С марта 2010 года вступил в силу указ №622, в соответствии с которым объекты с начальной ценой, равной одной базовой величине, продаются без продажи права заключения договора аренды на земельный участок.

Сегодня приходится сожалеть, что такие подходы в республике начали применяться уже после того, когда некоторые объекты доведены до плачевного состояния и не привлекательны инвесторам. Если бы в предшествующие годы были приняты такие меры, поставлено на контроль выполнение графиков продаж, то, может быть, сейчас не было бы такой проблемы по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого госимущества, считает Владимир Ковалевский.

Чтобы работа пошла быстрее, Госкомимуществу в 2010 году делегирована часть полномочий, которыми ранее было наделено только правительство. Теперь продажа объектов стоимостью до 5 тыс. базовых величин осуществляется министерствами по согласованию с Госкомимуществом.

Существует еще один способ вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого госимущества - безвозмездная передача объекта инвестору под реализацию конкретного инвестпроекта. "Понятно, что мы не можем просто так, без контроля передавать объекты. Есть условия - под создание рабочих мест, новых производств, вложение инвестиций". Чаще всего речь идет о незавершенных строительством объектах. Например, в конце прошлого года в Минском районе безвозмездно передали фермеру 11 зданий под инвестпроект по развитию овцеводства.

Недавно вышло распоряжение Президента о передаче СООО "Белтитан" 22 объектов Новополоцкого завода белково-витаминных концентратов. Новый собственник планирует организовать производство полиэтиленовой пленки. Будут задействованы огромные площади проблемного завода, который строился в советское время. Сейчас ведется работа по передаче еще ряда объектов этого завода, заинтересованность в которых выразил российский инвестор. Таким образом, инвестор получает неиспользуемое имущество, вкладывает деньги в производство, в рабочие места, в свой бизнес.

В случае, если объект побывал на аукционах, но не нашел нового хозяина, принимается решение о сносе этого объекта. Снос объектов - проблема самого предприятия и осуществляется за счет его прибыли. А если много неиспользованных объектов, и это не покосившиеся сараи, а капитальные строения, и не одноэтажные? На их снос требуется разработка проектно-сметной документации, большие затраты, а этих денег у государственных предприятий нет.

Для решения проблемы есть общие подходы. Если нет денег на снос у самого предприятия, то оно может привлекать к сносу инвесторов. При этом инвестор должен компенсировать убытки балансодержателю по сносу объекта. Иными словами, инвестор может снести, если надо ему, эти объекты, но он должен компенсировать госпредприятию за то, что тот лишается объектов, находящихся в госсобственности.

Такая схема логична и правильна, если объекты были задействованы в производстве, а местные органы предоставили инвестору земельный участок, на котором находится сносимый объект, для строительства жилья. Конечно, здесь инвестор должен компенсировать потери балансодержателя, который лишается этих объектов. Но зачем заставлять инвестора платить деньги за снос и еще за компенсацию потери балансодержателя?

Теперь эта проблема также урегулирована постановлением правительства. Если объекты подлежат сносу, то инвестор, которому предоставляется земельный участок, с расположенными на нем объектами для сноса, не платит компенсацию балансодержателю. Это нормальные подходы, и они вызывают интерес у инвесторов. Так бы деньги на снос изыскивало госпредприятие, исполком или государство, а теперь это сделает инвестор.

И последнее новшество: в Беларуси планируется продавать неиспользуемые объекты госимущества за одну базовую величину под жилье и ведение личного подсобного хозяйства. Такая норма может быть введена в соответствии с указом, проект которого готовит сейчас Госкомимущество. Ранее приобретенное у государства имущество необходимо было использовать только для организации производства. Такой подход не всегда нужен как инвестору, так и самому государству. Особенно если продаваемые объекты находятся рядом с деревней, например. Почему нельзя там организовать подсобное хозяйство, склады, сараи или использовать их под жилье? Сейчас подготовлен проект указа, он направлен на согласование. Во втором квартале 2011 года Госкомимущество внесет его в правительство.

Ожидаются изменения и в сфере аренды. Сейчас действует норма, по которой осуществляется прямая продажа неиспользуемых объектов по цене, наибольшей между рыночной и оценочной. Но для арендаторов такой подход при продаже им этого имущества не совсем правильный, считает представитель комитета.

Есть случаи, когда арендаторы арендуют имущество достаточно длительный период. За это время они затрачивают свои средства на улучшение и поддержание арендованного имущества. Этот факт влияет на увеличение рыночной стоимости имущества. Поэтому предлагается продавать арендаторам арендованное ими имущество не по рыночной, а по оценочной стоимости. "Причем за минусом тех денежных средств, которые арендатор вложил в арендованное имущество и которые были учтены у арендодателя в балансе", - отметил Владимир Ковалевский. Он также сообщил, что не все арендованное имущество будет продаваться арендаторам. "Мы рассматриваем аренду как меру краткосрочного действия, вынужденную меру, - пояснил он. - Сейчас это госимущество не используется, но, может быть, через какое-то время предприятие, сдающее объект в аренду, расширится, и ему самому понадобятся эти площади". Здесь должно быть, прежде всего, желание арендодателя продать имущество в каждом конкретном случае.

Просмотров сегодня/7 дней/всего: 3/16/6090
Другие новости по теме:

Продажа квартир в Минске, средние цены на 21.09.2018г.

 

за квартиру

за м2

1-комнатные

52 900$

1385$

2-комнатные

69 900$

1315$

3-комнатные

93 700$

1256$

4-комнатные

117 000$

1234$

Главная Продажа Аренда Новостройки Новости О нас
© ПРО Недвижимость, 2009-2018 При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна