Загрузка...

Новые правила определения арендной платы за нежилые помещения

03.04.2012 (10:45)
Новые правила определения арендной платы введены в Беларуси. Частные рынки и торговые центры оказались вне контроля государства. Базовая арендная величина в размере 54 тыс. BYR появилась с 1 апреля.
 
Указ № 150 "О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом" был подписан 29 марта 2012 года. Он пришел на смену Указу № 518, нормативно определявшему последние полтора года арендные отношения в Беларуси.

Исходя из ставки базовой арендной величины будет рассчитываться арендная плата на арендные взаимоотношения, где арендодателем выступает государственный орган или компания с долей государства не менее 50%. Размер ставки будет пересматриваться ежегодно.

Примечательно, что договоры аренды или безвозмездного пользования имуществом, которые были заключены до 1 апреля 2012 года, должны быть в течение 5 месяцев приведены в соответствие с указом. Причем размер арендной платы по этим договорам должен рассчитываться исходя из арендной базовой величины, а не просто из базовой величины, которая почти вдвое больше.

Указ содержит несколько положений, в которых разъясняются вопросы не только определения ставок арендной платы, но и безвозмездного пользования имуществом. В положениях есть ряд формул, которые должны помочь арендодателям правильно сформировать размер арендной платы.

Уточнили список льготников.

В первом положении приводится список организаций, которым предоставляется право на бесплатное пользование государственным имуществом. Среди целого ряда бюджетных организаций в списке оказались и довольно своеобразные льготники.

Например, бесплатно пользоваться государственными помещениями могут Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей и его филиалы, Республиканский фонд содействия развитию предпринимательства, юридические лица и индивидуальные предприниматели - под оформленные договором обязательства по созданию рабочих мест.

Особые условия пользования государственным имуществом предусмотрены для Белорусского республиканского союза молодежи и Белорусской республиканской пионерской организации. Также бесплатным имуществом будут пользоваться и официальные профсоюзы.

За официальным союзом писателей (Союз писателей Беларуси) и за Белорусским общественным объединением ветеранов также закреплено право безвозмездного пользования государственным имуществом.

Юридические лица, которые передали свое имущество в оперативное управление ГУ "Главное хозяйственное управление" Управления делами президента? и их правопреемники тоже будут освобождены от арендной платы.

С аукционом и без.

Согласно второму положению, сопровождающему Указ № 150, здания и помещения могут передаваться в аренду по соглашению сторон с проведением аукциона или без него.

В указе лишь два условия для проведения аукциона. Во-первых, если арендаторы работают в населенных пунктах с численностью населения свыше 50 тыс. человек. Во-вторых, если помещения сдаются для реализации подакцизных товаров, ювелирных изделий, осуществления лотерейной, риэлтерской, страховой, банковской деятельности, деятельности в сфере игорного бизнеса, деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр.

Но предусмотрен ряд исключений, когда аукционов можно не проводить. Например, если аукцион уже проводился, но был признан несостоявшимся. Или помещения сдаются под размещение промышленных или сельскохозяйственных производств, для оказания бытовых услуг, размещения объектов общественного питания с количеством посадочных мест не более 25. Также без аукциона можно получить в пользование помещение под магазин площадью не больше 25 кв. м.

Если помещение сдается на условиях почасовой аренды, то аукцион также не нужен.

Отметим, что преимущественное право аренды помещения без проведения аукциона закрепляется за прежним арендатором, который выполнил свои обязанности по заключенному ранее договору аренды.

Игорные заведения платят больше.

Основное внимание в указе нужно уделить положению, которое определяет аренду государственных помещений и зданий. Арендная плата на такие помещения устанавливается исходя из арендной базовой величины.

Согласно указу, ставка арендной платы определяется с учетом базовой ставки, которая различается в зависимости от размера городов, и умножения ее на ряд коэффициентов. Для Минска базовая ставка составляет 0,5 от арендной базовой величины, для областных городов - 0,3, для крупных районных центров - 0,25, для небольших городов и поселков городского типа - 0,2, для всех остальных населенных пунктов - 0,1.

К базовой ставке могут применяться коэффициенты: от 0,6 до 1 - в зависимости от местонахождения здания, от 0,5 до 3 - в зависимости от его технического состояния.

Кроме того, в указе устанавливаются и дополнительные понижающие и повышающие коэффициенты. Самый маленький коэффициент - 0,1 - установлен для организаций и ИП, привлекающих к работе инвалидов, а также для творческих союзов, союзов предпринимателей, профсоюзов, детско-юношеских студий, республиканских "государственно-общественных объединений", профсоюзов.

Наибольшие коэффициенты установлены для игорных заведений. В Минске они будут платить аренду с повышающим коэффициентом 21, в крупных городах - 17, во всех остальных населенных пунктах - 13.

Учитывая, что указ регулирует отношения лишь в области государственного имущества, в нем устанавливается, что арендная плата должна полностью покрывать расходы арендодателя на амортизацию помещений и различные платежи в бюджет. Если плата, рассчитанная по стандартной формуле с применением коэффициентов, не обеспечивает покрытия затрат арендодателя, то допускается ее увеличение выше размера себестоимости с учетом рентабельности не более 30%.

Коммерческие рынки и ТЦ вне контроля.

Особенностью принятого указа стало то, что государство отменило контроль ценообразования на коммерческих рынках и в торговых центрах. Пользоваться положениями документа можно лишь при установлении ставок арендной платы на объекты, полностью или более чем наполовину принадлежащие государству.

В отношении арендной платы на рынках применяется лишь один коэффициент - от 0,6 до 1, который устанавливается облисполкомами и Минским горисполкомом в зависимости от местонахождения рынков и торговых центров. Если торговый объект находится за пределами населенных пунктов, к нему применяется понижающий коэффициент 0,1.

Если расчет арендной платы на рынке и в торговых центрах не возмещает затрат арендодателя, то к ней может быть применен повышающий коэффициент. При его формировании будут учитываться расходы арендодателя на обслуживание помещений и рентабельность не более 30%. Если арендодатель проводит капитальный ремонт помещений за свой счет, то он может в течение не менее 5 лет возвратить затраченные средства за счет повышения арендной платы.

Указ допускает дифференциацию повышающего коэффициента в зависимости от местонахождения торговых мест в торговом центре или на рынке.

Кроме арендной, собственники торговых площадей могут взимать с арендаторов плату за коммунальные и иные услуги по согласованию с председателями облисполкомов и Минского горисполкома.

В режиме ручного управления.

Сразу после подписания Указа № 150 Мингорисполком поспешил провести совещание. На нем присутствовали представители крупных торговых центров и рынков.

Начальник управления предпринимательства Мингорисполкома Александр Калиновский попытался заверить, что резкого повышения арендной платы на рынках не произойдет.

"Резкого роста арендной платы на частных рынках и в торговых центрах Минска не планируется, для этого нет объективных оснований", - цитирует А. Калиновского БЕЛТА.

До принятия Указа № 150 управление предпринимательства и управление торговли и услуг горисполкома, чтобы не допустить серьезных негативных последствий, провели переговоры со всеми руководителям рынков и торговых центров столицы. Им рекомендовали сохранить уровень арендной платы на всех объектах независимо от формы собственности как минимум на уровне текущего месяца.

"Из 117 торговых объектов города к нашим рекомендациям прислушалось подавляющее большинство, за исключением торгового центра "Паркинг". Его руководство решило увеличить базовую ставку арендной платы до 100 тыс. BYR, что вызвало недовольство арендаторов. Ситуацию удалось локализовать. Достигнута договоренность, что в ближайшее время предприниматели вместе с администрацией торгового объекта подготовят новые документы по установлению базовой ставки арендной платы. Поэтому в этом вопросе будем двигаться в режиме ручного управления", - заметил А. Калиновский и добавил, что по остальным торговым центрам и рынкам Минска ситуация стабильная.

Просмотров сегодня/7 дней/всего: 4/48/18126
Главная Продажа Аренда Новостройки Новости О нас
© ПРО Недвижимость, 2009-2018 При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна